Переработка батареек

Переработка аккумуляторов и батареек

Переработка аккумуляторов и батареек – это проблема, которая сейчас встала перед всеми странами мира. Основная цель переработки аккумуляторов заключается в предотвращении попадания опасных веществ в окружающую среду. Особую опасность представляют свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Не стоит хранить старые свинцово-кислотные батареи в домашних условиях, особенно там, где играют дети. Может оказаться опасным даже простое прикосновение к свинцовым полюсам. О том, как правильно хранить различные типы аккумуляторов, можно прочитать в этой статье. Также таблица с характеристиками приведена в статье «Сравнение аккумуляторов различных типов».

Из всего объема мирового производства батареек и аккумуляторов перерабатывается только 3%, при этом в каких-то странах больше занимаются переработкой, в каких-то вообще не занимаются. В США перерабатывается около 60% батарей (20-40% литий-ионных и 97% свинцово-кислотных), в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45%, в Австралии — около 80%. В развивающихся странах практически не занимаются переработкой и батареи выбрасываются с бытовым мусором.

Зачем нужна переработка аккумуляторов батареек?

Зачем нужна переработка аккумуляторов и батареек

Несмотря на то, что свинцово-кислотные батареи экологически небезопасны, они составляют немалую долю рынка. Никель-кадмиевые батареи также продолжают удерживать лидирующую позицию среди аккумуляторов. В Европе запретили продавать потребительские товары с никель-кадмиевыми аккумуляторами, поскольку их можно заменить никель-металлогидридными. Если они находятся в составе потребительских товаров, управлять их утилизацией очень сложно, так как многие пользователи просто не знают, что находится внутри устройств.

Пока токсичные аккумуляторы не имеют адекватной альтернативы на рынке, нам придется смириться с их использованием. При правильной эксплуатации, хранении и утилизации они не причиняют вреда. Однако неправильная эксплуатация и попадание на свалку никель-кадмиевых аккумуляторов в долгосрочной перспективе может принести огромный экологический ущерб. При попадании на свалку, металлический цилиндр из элемента со временем начинает подвергаться коррозии, и кадмий постепенно растворяется, просачиваясь в систему водоснабжения. У человека растворимые соединения кадмия поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление кадмием приводит к разрушению костей и анемии. Проведенные учеными исследования уже выявляют в океанах следы кадмия (наряду с аспирином, пенициллином и антидепрессантами), однако еще нет определенности в его происхождении.

Никель-металлогидридные аккумуляторы содержат никель и электролит, которые считаются полутоксичными веществами. В случае отсутствия пунктов приема отработанных батарей, которые у нас большая редкость, отдельные никель-металлогидридные аккумуляторы можно выбросить с другими бытовыми отходами. Однако все же лучше сдавать такие батареи для переработки.

Первичные (т.е. одноразовые) литиевые батареи содержат металлический литий, а при контакте с влагой он дает бурную реакцию, поэтому батарейки необходимо утилизировать правильно. При попадании на свалку батарейки в заряженном состоянии, ее корпус может быть поврежден сваленными сверху тяжелыми предметами, а это может привести к протеканию электролита и пожару. Пожары на свалках сложно тушить, при этом в воздух поднимается огромное количество вредных веществ. Так что перед переработкой литиевые батареи сначала полностью разряжаются. Одноразовые литиевые батарейки используются в армейском оборудовании, в часах, слуховых аппаратах и т.д. Литий-ионные аккумуляторы для сотовых телефонов и ноутбуков не содержат металлический литий.

В России проблема утилизации аккумуляторов стоит очень остро в первую очередь из-за экологической безграмотности населения, а также по причине отсутствия налаженной схемы переработки и утилизации.

В таблице 1 приведены стоимости материалов, содержащихся в тонне литий-ионных батарей. Таблица также включает стоимость свинцово-кислотных аккумуляторов, как наиболее выгодных с точки зрения переработки.

Таблица 1 – Стоимость материала на тонну аккумуляторов. Свинцово-кислотные аккумуляторы остаются наиболее подходящими для переработки; на 70% они содержат вторичный свинец

Состав аккумулятора

Стоимость материала (за тонну)

Литий-кобальт-оксидный

25,000 $

Литий-железо-фосфатный

400 $

Свинцово-кислотный

1,500 $

 

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Если предприятие занимается переработкой различных типов аккумуляторов, то переработка начинается с сортировки батарей в зависимости от состава и уровня заряда. Сортировка достаточно трудоемкий процесс. Как утверждают перерабатывающие компании, процесс переработки будет тогда выгодным бизнесом, когда наладится постоянный поток отсортированных батарей.

Процесс переработки обычно начинается с удаления при помощи газовой установки термического окисления горючих материалов, таких как пластмасса и изоляция. Скруббер удаляет частицы, появляющиеся в процессе горения перед выпуском их в атмосферу. После этого остаются очищенные металлические элементы. Затем элементы нарезают на мелкие кусочки и нагревают до плавления. Неметаллические вещества сжигаются, после чего сверху остается черный шлак, который удаляется. Жидкие сплавы распределяются по весу и отделяются друг от друга так же, как снимаются сливки с молока.

Кадмий – это относительно легкий металл, который испаряется при высоких температурах. В процессе переработки, где используется похожая на жаровню установка с кипящей сверху водой, вентилятор выдувает пары кадмия в большую трубу, где они охлаждается водяным туманом, затем пары конденсируются с получением 99,95% кадмия.

Некоторые предприятия по переработке не занимаются самостоятельным разделением металлов, а заливают полученные жидкие сплавы в формы и отправляют на заводы, которые занимаются производством никеля, хрома и железа для нержавеющей стали и других высокотехнологичных продуктов.

На заводе Toxco в Северной Америке для измельчения, дробления и извлечения лития и других компонентов из литиевых батарей используют жидкий азот. Чтобы сделать литий нереактивным, его растворяют в специальном растворе. Затем раствор продают для производства консистентной смазки. Таким же образом отделяют и реализуют кобальт.

Переработка батарей – это очень энергоемкий процесс, в котором для извлечения металлов тратится от 6 до 10 раз больше энергии, чем требуется для производства материалов другими способами, в том числе в горнодобывающей промышленности. Возникает закономерный вопрос: «Кто же тогда платит за переработку батарей?»

Для создания условий перерабатывающим предприятиям каждая страна устанавливает свои правила и сборы. В Северной Америке, например, некоторые предприятия выставлять счета в соответствии с весом переработанного материала, при этом ставки варьируются в зависимости от химического состава батарей.

При производстве батареек в Евросоюзе их стоимость изначально учитывает затраты на утилизацию. Покупатель в магазине получает скидку на новые батарейки, сдав старые батарейки.

Никель-металлогидридные батареи наиболее выгодны, поскольку при переработке получается достаточно количество никеля, чтобы окупить процесс. Самые высокие сборы на утилизацию накладываются на никель-кадмиевые и литиево-ионные батареи, так как спрос на кадмий низок, а литий-ионные содержит мало извлекаемого металла.

До недавнего времени в России были предприятия, которые занимались только сбором и хранением батареек. Переработка обходится дорого и фактически не приносит прибыли. Но в октябре этого года на челябинском перерабатывающем заводе была запущена первая линия переработки батареек. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки гидрометаллургическим способом на 80%.

Таким образом, теперь собранные щелочные батарейки будут утилизировать в Челябинске. Посредниками между потребителем и заводом должны стать общественные организации и крупные торговые сети. Остается надеяться, что система сбора отработанных батареек будет хорошо налажена и снизится количество выбрасываемых на свалку батареек.

Читайте также статьи:

 

Автор: Анастасия Литвинова

По материалам: batteryuniversity.com

(Просмотрели26 697 | Посмотрели сегодня 1 )

Автор

Анастасия Литвинова

Автор проекта "Экологическая грамотность", канд. техн. наук. Читайте на этой странице подробнее.

Переработка аккумуляторов и батареек: 22 комментария

    1. В Питере дак работают ребята и номер 8921-907-02-10 по 500 рублей берут маленькие 55-65аh

  1. В г.Магнитогорске б/у батарейки можно сдать в магазине «Эсма», что находится между ул.Завенягина и ул.Сталеваров

  2. Здравствуйте, где можно сдать батарейки в городе Сургуте, принимают ли батарейки сеть магазинов «Магнит» или «Лента» и где можно сдать в Челябинске

    1. Здравствуйте!

      Батарейки в Сургуте можно сдать в гипермаркете «Media Markt», адрес: ТРЦ Аура Нефтеюганское шоссе, 1, а также в ТЦ Вершина, адрес: ул. генерала Иванова 1.

      В городе Челябинске в батарейки можно сдать в гипермаркете «Media Markt» по адресам:

      ТРК Кольцо ул. Дарвина, 18;

      ТРК Фиеста, ул. Молодогвардейцев, 7;

      ТРК КУБа ул. Цвиллинга, 25.

      Еще в Челябинске батарейки можно сдать в гипермаркете «АШАН», адрес: г. Челябинск, ул. Труда, д. 203.

      Сдать можно и непосредственно в ООО «Мегаполисресурс» по адресу: ул. Энгельса, 26а, но тогда надо ехать в промзону.

      Насчет приема батареек сетей магазинов «Магнит» или «Лента» я ничего не слышала.
      Вероятно, существуют и другие пункты приема.

  3. Добрый день, Скажите, пожалуйста, где в России вообще, и в Москве в частности, принимают на утилизацию литий-ионные акукумуляторы?

    1. Здравствуйте!

      Литий-ионные аккумуляторы в России должны принимать в гипермаркете «Media Markt».

      Адреса в Москве:

      Правобережная ул., 1Б, ТЦ Капитолий

      пр-т Вернадского, 6, ТЦ Капитолий

      Севастопольский пр-т, 11е, ТЦ Капитолий

      Варшавское шоссе, 97, ТЦ Ритейл Парк

      Московская область, 1-й Покровский пр-д, 5, ТЦ МЕГА Белая Дача

      Рублевское шоссе, 62, МТК ЕвроПарк

      Проспект Мира, 211, ТРЦ Золотой Вавилон

      Каширское шоссе, 61, корп. 2, ТЦ Капитолий

      ул. Поляны, 8, ТРЦ ВИВА

      24-й км МКАД/Каширское шоссе, ТРК Вегас

      ул. Мира, 51, ТРК Июнь

      Алтуфьевское шоссе, 70, корп. 1, ТРЦ Маркос Молл

      Рязанский проспект, д.2 к.3, ТРЦ Город

      Также на переработку литий ионные аккумуляторы принимает предприятие http://www.musor-com.ru (Москва, ул. Пасечная, дом 9.). Не знаю, каким образом у них работает пункт приема, но можно позвонить, узнать. Телефон: +7(915)303-98-87.

  4. Здравствуйте, в Украине где нибудь утилизируються аккумуляторы, батарейки

    1. Олеся, к сожелению, не владею подобной информацией. Есть завод по переработке батареек во Львове, но, как я понимаю, он сейчас только принимает и складирует их. Можете посмотреть статью о пунктах приема здесь

  5. Доброе время суток хочу узнать? У меня сто многа Акб бу готов принемать их по городу стоеиасть 55 (450-500) руб за штуку Узнавал на Тюменскам заводи Ани пренемают по 33 руб за 1кг в Екатеренбурге у нас 39 за кг где подвох? Незнаете где их берут реально???

    1. Извините, Алексей, не совсем понятно, что Вы именно спрашиваете… Вы хотите принимать за 55 руб. за кг или это стоимость по городу такая? Реально принимают многие…

      1. Настя Вы красавица!
        Давно болит голова о том, как утилизировать батарейки. Природу загрязнять не хочется, ну и терпеть кучу этих батареек уже нет сил. Набрал в нете «Как утилизировать в домашних условиях» . А тут Вы! И я забыл зачем пришёл!)

  6. Здравствуйте,хочу сдать большое количество аккумуляторных батареек никель-кадмиевых,никель-метал-гидридных,литий-ионных .Я сам нахожусь в Нижневартовске и где это можно сделать?

  7. Здравствуйте! Интересная статья, спасибо. Скажите пожалуйста, как утилизируется электролит в батарей? Так как электролит является очень ядовитый.

    1. Здравствуйте! Если рассматривать переработку сернокислотного электролита, то существует два способа: нейтрализация с последующим сбросом в стоки и регенерация с получением серной кислоты.

  8. Ха-ха-ха!))) «В России проблема утилизации аккумуляторов стоит очень остро в первую очередь из-за экологической безграмотности населения». Ну давай, автор-граматей, скажи мне, как мне утилизировать безсвинцовые батарейки в Шалинском районе Свердловской области? В Ебург возить не предлагай, 250км далековато для утилизации батареек за 10 рублей. Поездка в 1500 рублей себя не окупит. Шалю тоже не предлагать, 80км как-никак. Ну ладно, скажи, где в Сысертском районе принимают на утилизацию батарейки? Ебург, как договорились, не вариант — далековато ради экологии совершать такие альтруистические поездки. Автор, ты в курсе, что большинство России не в Москве живет и вообще не в городах-милионниках ? Почему поблизости ко мне нет ни одного не то, что предприятия, контейнера по сбору батареек? Безграмотность населения… пля. Вот не написать после этого Автор-Чудак на букву М не могу!

    1. Уважаемый комментатор, батарейки вполне можно хранить и накапливать в каком-то герметичном контейнере некоторое время, а при случае отвезти. Конечно, очень печальная ситуация с пунктами приема батареек, я не спорю. Но когда на первый план, как в вашем комментарии, выходит стоимость батарейки, а не то, какой она вред наносит, то понятны становятся приоритеты, определяющие поведение человека. В моем городе тоже не было пунктов прием, мои знакомы собирали со всех батарейки и сами отвозили за 300 км в Челябинск. Вы никогда не бываете в Екатеринбурге и т.д. Ваши знакомые никогда не бывают там?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.