Самый доступный и экологичный полет, о котором можно мечтать

Самый доступный и экологичный полет, о котором можно мечтать

Фото: Сергей Папето, Непал

«Однажды вкусив полет, ты всегда будешь ходить по земле с глазами, обращенными к небу, — ибо ты уже был там, и тебя неудержимо тянет туда вернуться».
Леонардо Да Винчи

Небо притягивает многих, но действительно летает ничтожный процент, хотя подняться в воздух может практически любой человек, ведь для этого сейчас существует огромное количество возможностей. Надо только захотеть эти возможности реализовать и знать, чего хотеть!

Первый полет

Планер Бланик Л13 стоит на земле с инструктором и курсантомЯ всегда с восторгом смотрела на небо, облачное или ясное, не важно. Как-то раз по телевизору шла передача об авиационном клубе в моем городе, и мне тогда показалась невероятным, что парни и девушки, которые живут не так далеко от меня, занимаются таким фантастическим занятием – летают на самолетах, планерах или прыгают с парашютами. Практически сразу же мы с товарищами по институту увидели объявление о наборе в этот клуб и отправились в ДОСААФ г. Магнитогорска. Я поняла, что хочу этим заниматься, что если другие летают, значит, и я могу попробовать. И через некоторое время была зачислена в планерное звено.

Надо сказать, первый полет на планере оказался совсем не таким, каким я его себе представляла, вообще все оказалось не таким… От первого полета на «Бланик Л-13» осталось смешанное чувство непонимания, нереальности, восторга и страха.

Когда я начала заниматься планерным спортом, то лето напролет вместе с другими планеристами проводила на аэродроме. Были полеты, была наземная подготовка с матчастью. Мы регулярно занимались покраской, уборкой, покосом травы и т.д. Жаль только, летали мы не так часто, как хотелось бы. Ведь полеты зависели не только от наличия необходимой погоды, но и от наличия топлива. Вот в этом, отчасти, и была загвоздка.

Полет хорошо, но хотелось бы почаще

Планеры Бланик Л13 стоят в поле с курсантами
Планера Бланик Л-13 перед началом полетов

Вообще, сам по себе планер – это безмоторный летательный аппарат (если это не мотопланер) и для его полета топливо не требуется. Мне это очень понравилось. Полет зависит не от работы двигателя, а от того, что у пилота в голове, как говорил нам командир звена Анатолий Андреевич Черников. Полет определяют умение пилота строить маршрут, выбирать скорость и находить нужные потоки и, конечно, метеорологические условия.

На планере можно преодолевать большие расстояния, без расхода топлива, используя восходящие потоки воздуха. Этот летательный аппарат кажется очень экономичным и экологичным. Особенно в сравнении с самолетами, чьи выхлопные газы очень опасны для здоровья людей и окружающей среды.

Буксировка планера Бланик Л13 за самолетом Вильга 35АНо когда я говорила про то, что для полета планера не нужно топлива, я не упомянула про доставку планера в воздух. В воздух планер обычно поднимается при помощи самолета (хотя иногда используют и специальную наземную лебедку). На нашем аэродроме планеры в воздух доставлял самолет «Вильга 35А».

Таким образом, если планер поднимается в воздух самолетом, то полет получается не столь уж экологочным и себестоимость полета получается совсем немаленькая, учитывая топливо, затраты на обслуживание техники, оплату работы летчика, инженера и т.д.

На самом деле, если бы наши полеты не финансировались, то они бы нам оказались не по карману. Ведь планеристы были в основном неработающие студенты. И все наши полеты всецело зависели от поступления средств из бюджета, а, как известно, это не самый надежный источник. Поэтому обычно мы сидели на земле, ждали, когда же появится топливо. Не могу сказать, что нас это очень вдохновляло.

Однако занятия и полеты все же были, благодаря усилиям увлеченного авиационным спортом коллектива. Я на самом деле очень благодарна за все совершенные в течение 6 лет полеты моему замечательному инструктору Арзамасцевой Людмиле Анатольевне, командиру звена Анатолию Андреевичу, летчикам, инженерам, начальникам и всем, благодаря кому это оказалось возможно. Несмотря на все трудности до 2006 года в нашем авиационном учебном центре работало три звена, потом, к сожалению, из-за внутреннего раскола в руководстве, планерное и самолетное звено прекратили свое существование, затем прекратило существование и парашютное звено.

Летать на планерах в нашем городе оказалось больше невозможно. Вообще, на планере без поддержки клуба летать невозможно, это существенный недостаток этого вида спорта. Что же можно было поделать. Или ехать летать в другой город или найти другой способ подниматься в воздух. И этот способ нашелся… Я стала обучаться в парапланерном клубе «Орлан».

Самый доступный и экологичный полет

Фото: Сергей Папето, Непал
Фото: Сергей Папето, Непал

С парапланами в рюкзакахПарапланы были разработаны на основе парашюта-крыла и модифицированы для полетов с гор с возможностью выпаривания в восходящих потоках воздуха. Этот летательный аппарат достаточно компактен в свернутом виде, так что помещается в негабаритный рюкзак и достаточно легкий, что его можно носить на плечах даже девушке (полный вес параплана от 8 кг до 20 кг). Поэтому его можно взять с собой практически куда угодно, его можно везти даже на общественном транспорте, и никакой зависимости от аэроклуба. Не надо проходить медкомиссий и оформлять документы.

Летать можно в горах или в поле с использованием специальной лебедки. Конечно, одному летать не стоит, надо чтобы обязательно были люди, которые смогут оказать помощь в экстренных ситуациях.

Самый экологичный вид воздушного спорта - парапланерный спортПараплан дает очень сильные ощущения в полете, нет кабины, которая разделяет человека с пространством вокруг. Конечно, первые полеты – это страшно, сердце колотится бешено.

Свой первый полет на параплане я совершила с небольшой горы возле леска и приземлилась практически перед стволами деревьев, очень повезло, что не на деревьях :). Этот полет я вряд ли когда-нибудь забуду :). Вообще, полет на параплане, когда попадаешь в болтанку и начинает подбрасывать и мотать из стороны в сторону, намного больше впечатляет, чем когда летишь на планере. Адреналина у меня выбрасывалось при полете на параплане на порядок больше. Хотя скорость полета на параплане значительно ниже скорости полета на планере (скорость моего параплана по паспорту была 22-38 км/ч, а средняя скорость полета на планере была 90 км/ч).

На горе Идяш, Башкирия
На горе Идяш, Башкирия

Полеты на параплане сильно зависят от погодных условий и движение воздуха хорошо чувствуется в полете. Благодаря инструкторам, особенно Сергею Папето, его чуткому руководству, поддержке и советам, все мои полеты были довольно удачными. При западном ветре мы в основном летали с горы Идяш, в Башкирии с лебедкой летали в поле в окрестностях города.

Параплан - это экологично
На горе Идяш, Башкирия

Но такой полет, на мой взгляд, самый чистый, поскольку не требуется топлива для полета. Так что парапланерный спорт – это самый доступный и экологичный из воздушных видов спорта. Дельтаплан тоже экологичный летательный аппарат, и скорость и дальность полета у него выше, однако весит дельтаплан больше параплана: 25-40 кг + вес подвесной системы 5-10 кг. Его уже не возьмешь с собой в рюкзаке в автобус. И техника пилотирования на дельтаплане сложнее, чем на параплане. На дельтаплане я не летала, но по отзывам первые полеты не проходят без многочисленных ушибов и перенапряжений мышц. Поэтому полет на дельтаплане все же связан с большими трудностями, чем на параплане.

Можно помечтать

Полеты на параплане в поле на лебедке 2014 года
Полеты на лебедке

Воздушные виды спорта действительно очень захватывающие и затягивающие, но они также экстремальные и опасные. Так что после обретения мною семьи я прекратила свои полеты и продала свое крыло, когда появилась моя маленькая дочка. Хотя со временем, можно было бы попробовать вспомнить свои навыки). Так что я хожу «с глазами, обращенными к небу».

Мы мечтаем о романтике и благополучии и иногда о приключениях, которые бы разбавили нашу повседневную жизнь. Однако жизнь идет своим чередом, а мечты часто остаются мечтами. Почему так получается? Может мы упускаем свои возможности, потому что нам не хватает смелости или мы просто не знаем, чего точно хотим или хотим одновременно слишком многого?

Автор: Анастасия Литвинова

Парапланы разложены на земле
На горе Идяш, Башкирия

Оставить ответ